БОГАТСТВО, ЗДОРОВЬЕ И ДРУЖБА
Начнем с богатства. Влияет ли материальное положение на ощущение счастья? Разумеется! Нелепо было бы отрицать, что материальные факторы важны для нашего благополучия. В конце концов, даже отшельнику, живущему в уединении горной пещеры, необходимы еда и одежда. Без определенного материального комфорта человек не может жить достойно, чего мы все как люди заслуживаем. Конечно, деньги – это важный элемент в нашем стремлении найти счастье и избежать страданий.
Но какое количество денег можно считать достаточным? Мы, тибетцы, иногда пользуемся для денег прозвищем «Кунга Дхондуп». Для тибетского уха это звучит как обыкновенное имя собственное, но одновременно его можно приблизительно перевести как «то, что делает нас всех счастливыми и способно исполнить все наши желания». Поскольку деньги дарят нам возможность выбора и свободу, неудивительно, что они так привлекательны для людей и что и никогда не бывает достаточно. Я время от времени поддразниваю своих тибетских слушателей, намекая на их глубокую привязанность к Кунге Дхондупу. Вам, наверное, известно, что среди прочих традиционных религиозных практик мы, тибетцы, любим читать мантру, связанную с Буддой Сострадания: ом мани падме хум. Мы произносим эти слова много раз на протяжении дня, иногда беззвучно, даже если заняты другими делами, все время повторяем: «Ом мани падме хум, ом мани падме хум». Но, если начитывать мантру быстро, часть слов проглатывается: «Ом мани падме, ом мани падме … мани падме … Ом мани … мани … мани». В какой-то момент становится похоже, будто человек бормочет по-английски: «Money, money, money (деньги, деньги, деньги)».
И все же, если отбросить шутки в сторону, само собой, богатство и достаток приносят пользу. Нам, людям, нужны достойное жилье, чистая окружающая среда, питательная еда и чистая вода. Будучи нашими базовыми потребностями, они также составляют необходимые условия для счастья.
При этом, хотя дальнейший рост достатка – покупка нового дома, новой машины, может быть, телефона – способен временно повысить уровень комфорта или удобства в повседневной жизни, нет никакой гарантии, что он принесет удовлетворение на длительный срок или поможет нам в целом чувствовать себя благополучнее. На деле приобретение новых вещей часто усиливает беспокойство, повышает уровень стресса и тревоги. А эти факторы, в свою очередь, могут вызывать у человека гнев или даже злость.
Интересно, что данные, собранные психологами и социологами в последние годы, вполне наглядно свидетельствуют, что материальные приобретения оказывают лишь временное воздействие на то, что ученые называют «ментальным благополучием». Эти исследования показывают: после того как уляжется первоначальное радостное возбуждение от новой покупки, уровень счастья быстро возвращается к своему прежнему значению. У нас в разговорном тибетском есть выражение, которое довольно хорошо схватывает суть этого явления, но я, к сожалению, не знаю его точного эквивалента в других языках. Когда человек чрезмерно увлекается новыми покупками, испытывая при этом повышенный восторг, мы называем его асар цапо, «очень асар», где сар означает «новый». Тем самым подразумевается, что человек этот не просто алчный, но очень возбудимый и непостоянный – он всегда в погоне за последними модными вещицами или техническими новинками. Я полагаю, что современной культуре потребительства свойственно поощрять такое непостоянство.
В любых сферах – от борьбы за природные ресурсы до семейных конфликтов – материальные ценности слишком часто становятся источником неприятностей. А материальный достаток не гарантирует счастья. Сказать по правде, я знаю многих очень богатых людей, даже миллиардеров, которые признаются, что сами не чувствуют себя счастливыми и удовлетворенными жизнью. Богатство окутывает людей своего рода коконом, а это зачастую ведет к одиночеству. Так что Кунга Дхондуп ненадежный друг, он приносит много страданий. В отличие от материального богатства, которое способно стать источником стольких волнений и несчастий, богатство души, основанное на любви и сострадании, лишено подобных изъянов. Поэтому легко понять, к какому богатству нам действительно следует устремляться. Мне могут возразить, что богатство дарит определенное чувство защищенности и удовлетворения, и эти состояния могут длиться довольно долго. Возможно. Но так ли надежно само материальное богатство? Время от времени случающиеся стихийные бедствия напоминают нам, насколько уязвимо наше мнимое чувство материальной защищенности.
Поэтому гораздо важнее денег, имущества или статуса наше внутреннее состояние, или состояние ума. В бедной семье люди будут чувствовать себя счастливыми, если между ними царят любовь, доброта и доверие. А их богатые соседи могут жить в роскоши, но не быть по-настоящему счастливыми, если их ум отравлен подозрениями и злобой. Здравый смысл подсказывает нам, что это так. Поэтому в конечном итоге именно состояние ума играет определяющую роль.
Недавние социологические исследования вскрыли не только временный характер благотворного воздействия богатства на состояние ума. Они свидетельствуют о том, что общий уровень удовлетворенности в обществе тем выше, чем равномернее распределены богатства и чем меньше разрыв между богатыми и бедными. Это опять же говорит о том, что благополучие нельзя измерить объективными материальными показателями, оно зависит от ситуации и целого ряда факторов, определяющих наше отношение к богатству и умение с ним обращаться.
А что же здоровье? Является ли оно источником благополучия? На этот вопрос мы тоже ответим: безусловно! Большинство из нас на собственном опыте не раз убеждались, что, испытывая постоянную боль или дискомфорт, очень трудно сохранять положительный настрой. Так что следить за здоровьем необходимо. Нужно хорошо питаться, спать и заниматься физическими упражнениями. Заболев, нужно обратиться к квалифицированному врачу и следовать назначенному курсу лечения. Это все очевидно. Однако если мы полагаем, будто здоровье – это лишь вопрос физического состояния и заботимся только о теле, забывая про ментальные и эмоциональные факторы, то мы заблуждаемся. Ведь нет непреложной или прямой связи между хорошим телесным здоровьем и чувством счастья. Разве не может человек, обладающий здоровым, крепким телом, быть несчастным? В действительности такое встречается довольно часто. И разве не может человек слабого, даже очень слабого здоровья тем не менее быть счастливым? Уверен, что может. Обязательно ли телесная слабость, сопряженная с преклонным возрастом, делает пожилых людей несчастными? Конечно нет! Итак, хотя физическое здоровье несомненно способствует человеческому счастью, оно не является его основным источником. Настоящий источник счастья, как мы уже говорили выше, связан с нашим состоянием ума, мировоззрением и мотивацией, а также с тем, насколько мы добросердечны с другими.
Теперь поговорим о дружбе. Несомненно, очень важно иметь круг близких друзей, людей, с которыми можно провести время и поделиться своими переживаниями. Мы общественные животные, и отношения с другими необходимы для нашего благополучия. И все же нам надо тщательно поразмыслить над тем, что отличает настоящую дружбу от поверхностного знакомства, которое приносит лишь мимолетную пользу. Известно, что в человеческом обществе деньги, завидное положение и приятная внешность привлекают к их обладателю повышенное внимание. Но что же в действительности служит объектом такого внимания? Возможно, эти люди дружат скорее не с нами, а с нашими деньгами, положением или приятной внешностью? А если да, как они поведут себя, случись удаче отвернуться от нас? Что, если мы утратим свои деньги или приятную наружность? Будут ли эти друзья рядом, когда мы станем испытывать в них нужду, или предпочтут отойти в сторону? Есть опасность, что такие друзья быстро исчезнут с нашего горизонта.
Очевидно, что настоящая дружба может строиться только на доверии и любви, которые появляются лишь там, где присутствуют взаимная забота и уважение. А значит, чтобы другие почувствовали к нам доверие, любовь и доброту, способные победить одиночество и отчужденность, недостаточно одного лишь присутствия этих людей в нашей жизни или поверхностных проявлений дружбы, необходимо самому заботиться о них и уважать их. Ключ к доверию, любви и доброте, которые к нам проявляют другие, – в нас самих.
Как-то в Испании я повстречал христианского монаха, пять лет жившего отшельником в келье позади монастыря. Я спросил его, что он делал все эти годы. Монах ответил, что медитировал о любви. Когда он произнес это на английском, еще более ломаном, чем мой собственный, в его глазах отразилась такая глубина чувства, что в словах не было особой нужды. Вот вам пример человека, который жил один, но не испытывал одиночества. Ведь добросердечие, или сострадание, – это и есть то, что в первую очередь соединяет нас с другими. А бывают люди, у которых, кажется, много друзей и поклонников, но они тем не менее чувствуют себя словно на необитаемом острове. Им я хотел бы напомнить, что противоядие от подобного одиночества заключается в том, чтобы самим испытывать любовь, внимание и добросердечие к своим собратьям.
Из книги: «Больше, чем религия. Этика для всего мира»